1 Так в чём же превосходят иудеи другие народы и в чём значение обрезания? |
1 В чем же тогда преимущество быть иудеем, и есть ли польза в том, чтобы быть в числе обрезанных? |
2 Их превосходство очень велико, и оно во многом, ибо, прежде всего, им доверено слово Божье. |
2 Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье. |
3 Правда то, что некоторые из них не были верны Богу, но разве это помешает Богу исполнить обещанное? |
3 И если некоторые из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность? |
4 Разумеется, нет! Бог останется верным, даже если все вокруг полны лжи, как говорится в Писании: "Ты окажешься праведным в речах Своих и победишь, когда будут судить Тебя". |
4 Конечно нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано: «Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде Твоем». |
5 Если то, что мы поступаем неправильно, лишь яснее доказывает правоту Бога, то можем ли мы сказать, что Бог неправ, наказывая нас? (При этом я рассуждаю по-человечески.) |
5 Но если наша неправедность яснее показывает праведность Божью, то значит ли это, что Бог несправедлив в Своем гневе на нас? (Я говорю почеловеческому рассуждению.) |
6 Разумеется, нет, ибо если бы Бог не мог наказывать нас, то Он не мог бы быть Судьёй миру. |
6 Конечно нет. Иначе как бы Бог мог судить мир? |
7 Ты можешь возразить: "Но если моя ложь приносит славу Богу, ибо правда Божья только яснее видна из-за моей лжи, то почему всё же я осуждён?" |
7 Но если моя ложь делает ярче истину Божью и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я осуждаюсь, как грешник? |
8 Это всё равно, что сказать: "Мы должны творить зло, чтобы из этого проистекло добро"? Многие укоряют нас в том, что мы именно этому и учим. Люди, которые говорят такое, неправы и заслуживают осуждения. |
8 Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро (а клеветники говорят, что мы так и учим)? Такие люди заслуживают осуждения. |
9 Так что же? Превосходим ли мы, иудеи, в чём-либо язычников? Нисколько! Ибо я уже доказал, что и иудеи и язычники одинаково находятся во власти греха. |
9 Так что же? В лучшем ли мы, иудеи, положении, чем другие? Нет! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники - все оказались под властью греха. |
10 Как говорится в Писании: "Нет ни одного праведника, ни единого! |
10 Написано: «Нет праведного, нет ни одного! |
11 Нет понимающих, никто не ищет Бога. |
11 Никто не понимает и никто не ищет Бога. |
12 Все одинаково отошли от истины, никто ни к чему не пригоден. Никто не делает добра. Никто, ни один человек!" |
12 Все отвернулись и стали негодны, нет ни одного, кто делал бы добро, нет ни одного». |
13 "Уста их подобны отверстым гробницам. Языком они пользуются, чтобы разносить ложь"; "Яд змеиный у них на губах". |
13 «Гортань их - открытая могила, языком своим они лгут». «У них на губах яд гадюки». |
14 "Уста их наполнены злословием и горечью". |
14 «Уста их полны проклятий и горечи». |
15 "Им ничего не стоит совершить убийство; |
15 «Их ноги быстры на пролитие крови, |
16 куда ни пойдут они, несут с собой разрушение и горе, |
16 опустошением и горем отмечен их путь, |
17 и неведомы им пути мирные". |
17 им неизвестен путь к миру». |
18 "Нет в них страха и почтения к Богу". |
18 «Нет Божьего страха у них в глазах». |
19 Теперь мы знаем, что сказанное в законе обращено к тем, кто под законом, чтобы ни один из них не имел оправдания и чтобы весь мир был ответствен перед Богом. |
19 Но мы знаем, что сказанное в Законе, сказано для тех, кто находится под Законом, а значит, абсолютно никто не имеет извинения, и весь мир становится виновным перед Богом. |
20 Ибо никто не станет праведным перед Богом, лишь только исполняя закон, потому что всё, исходящее от закона, есть лишь признание греховности. |
20 Никто не будет оправдан перед Ним соблюдением Закона. Через Закон приходит лишь осознание нашего греха. |
21 Бог же показал нам, как Он делает людей праведными перед Собой. И это происходит независимо от закона, хотя и закон и пророки свидетельствуют об этом. |
21 Но сейчас, независимо от Закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют Закон и пророки. |
22 Бог делает людей праведными перед Собой через веру в Иисуса Христа; это относится ко всем, кто верует, ибо нет никакого различия между ними, |
22 Праведность от Бога дается через веру всем, кто верит в Иисуса Христа, потому что нет различия. |
23 так как все грешны и потому не допущены в славное присутствие Божье. |
23 Ведь все согрешили, и все лишились славы Божьей, |
24 Но через дар Божьей благодати все люди стали праведны перед Богом благодаря Христу Иисусу, искупившему их грехи. |
24 и все получают оправдание даром, по благодати через искупление, совершенное Иисусом Христом. |
25 Бог послал Его к людям, чтобы Он Своей жертвенной смертью принёс им отпущение грехов через их веру. Бог сделал это, чтобы доказать, что Он справедлив, ибо в долготерпении Своём оставлял совершённые грехи без наказания. |
25 Бог сделал Его жертвой умилостивления в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века. |
26 Он сделал это, чтобы доказать, что Он и сейчас справедлив, и чтобы Он мог быть справедливым и в то же время мог оправдать всякого, кто верует в Христа. |
26 Он долго терпел, чтобы сейчас, в наше время, показать Свою праведность. Он Сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса. |
27 Где же тогда повод для гордости собой? Его нет! Почему же? На основании того, что требует закон? Нет. Скорее на основании веры. |
27 Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Каким законом? Законом дел? Нет, законом веры. |
28 Ибо мы считаем, что человек оправдан уже благодаря своей вере, независимо от того, подчиняется ли он требованиям закона. |
28 Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения Закона. |
29 Разве Бог принадлежит только иудеям? Разве не принадлежит Он также и язычникам? Да, Он принадлежит также и язычникам. |
29 Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников, |
30 Так как Бог един, то Он оправдает всех верующих одинаково, как иудеев, так и язычников. |
30 потому что есть только один Бог, Который оправдает как обрезанных, так и необрезанных по их вере. |
31 Так что же, мы отрицаем закон тем, что тверды в своей вере? Разумеется, нет. Напротив, мы поддерживаем закон своей верой. |
31 Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем Закон, наоборот, мы утверждаем его. |