1 Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания, ибо когда ты осуждаешь кого-то, то осуждаешь также и самого себя, ибо ты, осуждающий другого, на самом деле осуждаешь самого себя. |
1 Поэтому нет тебе извинения судящий другого! Осуждая других, ты тем самым осуждаешь и себя, потому что ты, судящий, сам делаешь то же. |
2 Мы ведь знаем, что Бог справедливо осуждает тех, кто совершает подобное. |
2 Мы знаем, что тех, кто так поступает, ждет Божий суд, и суд этот согласен с истиной. |
3 Так неужели ты, осуждающий тех, кто совершает подобные поступки и в то же время поступающий сам так же, думаешь, что тебе удастся избежать Божьего суда? |
3 Так неужели же ты надеешься избежать Божьего суда, осуждая других за то, что делаешь сам? |
4 Или, может быть, ты просто пренебрегаешь Его великой добротой, терпением и терпимостью и не хочешь подумать о том, что Его доброта рассчитана на то, чтобы ты раскаялся? |
4 Или ты пренебрегаешь великой добротой Божьей, Его снисходительностью и долготерпением, не понимая, что Божья доброта ведет тебя к покаянию? |
5 Вы же, упрямые и упорствующие, отказываетесь покаяться и этим усугубляете наказание, которое постигнет вас в тот день, когда Бог проявит Свой гнев и люди увидят Его праведный суд. |
5 Своим упрямством и нераскаявшимся сердцем ты сам накапливаешь гнев, который обрушится на тебя в день Божьего гнева, когда свершится Его праведный суд. |
6 Бог воздаст каждому по его деяниям. |
6 Бог воздаст каждому по его делам. |
7 Вечной жизнью вознаградит Он тех, кто стремился к славе, почестям и бессмертию через постоянно творимые добрые дела. |
7 Тем, кто постоянно творя добро, ищет славы, чести и бессмертия, Он даст вечную жизнь. |
8 Тем же, кто себялюбив, отказывается следовать по пути истинному и вместо этого избрал неправедный путь, Бог воздаст Своим гневом и яростью. |
8 Но кто ищет своего, кто отвергает истину и следует злу, того ждут гнев и ярость. |
9 Он пошлёт горе и страдание каждому человеку, повинному в дурных поступках, сперва иудеям, а потом и язычникам. |
9 Каждого, делающего зло, ожидают горе и беда, во-первых, иудеев, а потом и язычников. |
10 Но славу, честь и мир пошлёт Бог каждому, кто делает добро, сперва иудеям, а потом и язычникам. |
10 А каждого, делающего добро, ждут слава, честь и мир, во-первых иудеев, а потом и язычников, |
11 Бог судит всех одинаково. |
11 потому что Бог не отдает предпочтения никому. |
12 Те, кто имеет закон, и те, кто никогда не слышал о законе, грешат одинаково. Если грешат те, кто не имеет закона, то сгинут они. Точно так же, если грешат те, кто имеет закон, они будут осуждены согласно закону. |
12 Кто грешит, не имея Закона, тот вне Закона и погибнет, а кто грешит, зная Закон, тот по Закону и будет судим. |
13 Ибо перед ликом Господа праведны не те, кто слышал закон, а те, кто повиновался закону, они будут оправданы Господом. |
13 Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет. |
14 И потому, когда язычники, не имеющие закона, по собственному побуждению исполняют то, чего требует закон, хотя у них и нет закона, они сами для себя закон. |
14 (Ведь у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет. |
15 Это проявляется в том, что они сердцем понимают, что правильно и что неправильно, в точности, как это велит закон. Это проявляется и в чувствах, которые вызывает у них то, что правильно, и то, что неправильно. Иногда разум подсказывает им, что они поступили неправильно, и это делает их виновными, иногда же разум подсказывает им, что они поступили правильно, и это делает их невиновными. |
15 Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.) |
16 Всё это произойдёт в тот день, когда Бог через Иисуса Христа будет судить все тайны людские в согласии с благовествованием Божьим, которое я проповедую. |
16 Это сделается явным в тот день, когда Бог, через Иисуса Христа, будет судить тайные дела и мысли людей в согласии с Радостной Вестью, которую я возвещаю. |
17 Если ты считаешь себя иудеем, веришь в закон, гордишься Богом своим, |
17 Вот, ты называешь себя иудеем, полагаешься на Закон и хвалишься тем, что близок к Богу; |
18 знаешь волю Его и принимаешь всё то, что истинно важно, как и подобает тому, кто изучал закон, |
18 ты знаешь Его волю и можешь определить согласно Закону, что лучше. |
19 и если ты уверен, что можешь вести за собой незрячих, можешь быть светом для тех, кто находится во тьме, |
19 Ты считаешь, что ты поводырь слепым и свет для тех, кто заблудился во тьме, |
20 можешь быть наставником неразумных и учителем невежественных, ибо закон воплощает в себе знание и истину, |
20 что ты наставник глупцов и учитель невежд, потому что обладаешь Законом - воплощением знания и истины. |
21 почему же в таком случае ты, поучающий других, не научишься сам у себя? Ты, проповедующий не красть, почему крадёшь сам? |
21 Тогда почему же ты, уча других, не научишь в первую очередь самого себя? Ты проповедуешь против воровства, а сам крадешь; |
22 Ты, утверждающий, что никто не дол-жен совершать прелюбодеяние, почему прелюбодействуешь? Ты, презирающий идолов, почему обираешь храмы? |
22 ты порицаешь супружескую неверность, а сам изменяешь супруге; ты ненавидишь идолов, а сам обкрадываешь языческие храмы; |
23 Ты, похваляющийся законом, почему бесчестишь Бога, нарушая закон? |
23 ты гордишься Законом, а бесчестишь Бога, нарушая Закон. |
24 "Из-за тебя имя Господа обесчещено среди язычников", как записано в Писании. |
24 Написано: «Из-за вас бесчестится Имя Божье среди язычников». |
25 Если ты соблюдаешь закон, то обрезание полно смысла, если же ты нарушаешь закон, то обрезание теряет всякий смысл. |
25 В обрезании есть польза тогда, когда ты соблюдаешь Закон, но если ты Закон нарушаешь, то в твоем обрезании нет смысла. |
26 Если необрезанный соблюдает всё, предписанное законом, то разве не следует считать его обрезанным, хотя он и не обрезан? |
26 Ведь если язычники соблюдают Закон, то разве они не будут считаться обрезанными? |
27 Тот, кто не обрезан, но исполняет закон, осудит вас за то, что, несмотря на сделанное вам обрезание и на дарованный вам письменный устав, вы нарушаете закон. |
27 И тот, кто лишен телесного обрезания, но исполняет Закон, осудит тебя, обрезанного и имеющего писаный Закон, но не исполняющего его. |
28 Ибо тот, кто иудей только по внешним признакам, - не настоящий иудей, так же как и простое телесное обрезание - не настоящее обрезание. |
28 Ведь иудей не тот, кто выглядит иудеем, и настоящее обрезание - не то, которое на теле. |
29 Настоящий иудей скорее тот, кто иудей в сердце своём, так же как и настоящее обрезание - это обрезание по духу, а не по букве. И хвала, воздаваемая такому человеку, исходит не от людей, а от Бога. |
29 Нет, настоящим иудеем является человек, который внутренне таков, и обрезание - это обрезание сердца по духу, а не по букве Закона. Такому человеку похвала не от людей, а от Бога. |
|