1 Истинy говорю во Христе. Я не лгу, и пусть моя совесть, освящённая Духом Святым, будет мне в этом свидетелем: |
1 Я говорю истину и не лгу, как и подобает последователю Христа. Об этом свидетельствует моя совесть, руководимая Святым Духом. |
2 в сердце моём великая печаль и боль за народ иудейский. |
2 Мне очень грустно, и сердце мое полно бесконечной боли: |
3 Ибо близок я к тому, чтобы себе самому пожелать оказаться отлучённым от Христа, ради спасения моих братьев, моих соплеменников, |
3 я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови |
4 израильтян. Они - избранные дети Божьи, им принадлежит право быть признанными детьми Божьими, увидеть славу Божью и принять соглашение, заключённое Богом со Своим народом. Им был дарован закон Моисея и истинный обряд богослужения, им Бог дал обещания. |
4 - израильтян. Ведь они получили сыновние права, славу и заветы с Богом, им были даны Закон, богослужение и Его обещания. |
5 Это они - потомки наших великих отцов, они - земная семья Христа, Бога над всем, благословенного вовеки. Аминь! |
5 Из этого народа произошли патриархи, от них по человеческой природе происходит Христос - Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь. |
6 И не то, чтобы обещанное Богом не исполнилось; ведь не все, кто произошёл от Израиля, на самом деле израильтяне. |
6 Но это не означает, что слово Божье осталось неисполненным, потому что не все израильтяне - истинный Израиль. |
7 И если они - потомки Авраама, то это ещё не значит, что все они - истинные дети Авраамовы. Ибо, как сказал Бог: "Твоим единственным законным сыном будет Исаак". |
7 И не все потомки Авраама являются его истинными детьми. Написано: «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал». |
8 Это означает, что не все потомки Авраама - истинные дети Божьи, а лишь те, кто родился во исполнение Божьего обещания Аврааму. |
8 Другими словами, не дети, рожденные естественным образом являются детьми Божьими, а дети, чье рождение было результатом Его обещания, и есть потомки Авраама. |
9 Обещание же гласило: "В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры родится сын". |
9 Обещание же было дано в таких словах: «В назначенное время Я вернусь, и у Сарры будет сын». |
10 И это ещё не всё. Ревекка также имела сыновей, у которых был один отец, наш предок Исаак. |
10 Но не только это. У обоих сыновей Ревекки был один и тот же отец - наш отец Исаак. |
11 И перед тем как родились оба сына, ещё до того, как они совершили что-либо хорошее, или дурное, Бог сказал Ревекке: "Старший сын будет служить младшему". |
11 Но еще до рождения близнецов и до того, как они сделали что-либо хорошее или плохое (чтобы выбор Божий |
12 Бог сказал это ещё до их рождения, потому что мальчик, которого Он избрал, был избран на основании того, что Бог решил избрать его во исполнение Своего намерения призвать именно его, а не на основании того, что мальчики совершили. |
12 зависел не от их дел, а только от самого Призывающего), Ревекке было сказано: «Старший будет служить младшему». |
13 Как сказано в Писании: "Я любил Иакова, но ненавидел Исава". |
13 Как об этом и написано: «Я полюбил Иакова, а Исава возненавидел». |
14 Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает! |
14 Что же это значит? Может, Бог несправедлив? Нет! |
15 Ибо сказал Он Моисею: "Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться". |
15 Он сказал Моисею: «Я помилую того, кого помилую, и пожалею того, кого пожалею». |
16 Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий. |
16 Поэтому, имеет значение не желание или усилие человека, а милость Божья. |
17 Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: "Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле". |
17 Писании Бог говорит фараону: «Я возвысил тебя для того, чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы Имя Мое стало известно по всей земле». |
18 Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого. |
18 Поэтому Бог проявляет милость к тем, к кому Он Сам хочет, и ожесточает тех, кого хочет ожесточить. |
19 Вы, может быть, скажете мне: "Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?" |
19 Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Он нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?» |
20 Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: "Почему ты создал меня таким?" |
20 Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сотворил: «Почему ты меня сделал таким?» |
21 И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин? |
21 Разве не вправе горшечник сделать из одного и того же куска глины утварь для почетного употребления и для низкого? |
22 Бог хотел проявить Свой гнев и показать Свою силу, но Бог проявил большое терпение по отношению к людям, которые вызывали у Него гнев и которым было назначено уничтожение. |
22 А что, если Бог, желая показать гнев и явить Свою силу, долго терпит тех, кто вызывает Его гнев и приготовлен к уничтожению? |
23 Он терпел, чтобы проявить Свою безграничную милость к людям, которые должны были стать воспреемниками Его милосердия и которых Он приготовил к принятию славы. |
23 Что если Он делает это для того, чтобы проявить богатство Своей славы к тем, к кому Он хочет проявить милость и кого Он приготовил для славы, - |
24 Мы именно те люди, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Так может ли кто возражать против деяний Бога во всей Его силе? |
24 к нам, призванным Им не только из иудеев, но и из язычников? |
25 Как сказано в книге Осии в Писании: "Тех, кто не принадлежит к народу Моему, Я назову Своим народом, и нелюбимый народ Я назову любимым". |
25 Как Он и говорит через пророка Осию: «Я назову Моим народом не Мой народ; и нелюбимую - любимой», |
26 "И в том же самом месте, где, как сказал Бог: "Вы - не Мой народ", в том самом месте их назовут детьми живого Бога". |
26 и: «Там, где им было сказано: вы не Мой народ, они будут названы сыновьями живого Бога». |
27 И Исайя восклицает по поводу Израиля: "Даже если дети Израиля числом своим подобны песчинкам на дне морском, то только небольшое число их будет спасено, |
27 Исаия восклицает об Израиле: «Хотя израильтяне числом как песок морской, лишь остаток будет спасен. |
28 ибо Господь исполняет Свой суд над людьми на земле быстро". |
28 Господь решительно и быстро приведет в исполнение Свой приговор над землей». |
29 И, как предсказал Исайя: "Если бы Господь Всемогущий не оставил нам потомков, то ныне мы уподобились бы Содому и стали, как Гоморра". |
29 И как еще говорил Исаия в своем пророчестве: «Если бы Господь сил не оставил нам нескольких уцелевших, то мы уподобились бы Содому, стали бы, как Гоморра». |
30 Что же сказать теперь? Мы приходим к заключению, что язычники, не искавшие праведности, всё же обрели праведность через веру. |
30 Что же нам теперь сказать? Язычники, которые и не стремились к праведности, получили праведность, благодаря своей вере. |
31 Но народ Израиля, следовавший указаниям закона, который мог привести к оправданию перед Богом, не преуспел в этом. |
31 Израиль же, стремившийся к праведности через исполнение Закона, так и не достиг ее. |
32 Почему же? Потому, что они искали оправдания перед Богом не через веру, а через свои дела. Они не доверились Богу и споткнулись о камень преткновения, |
32 Почему? Потому что они стремились получить ее не по вере, а по делам. Они споткнулись о «камень преткновения». |
33 как и сказано в Писании: "Смотри же, я положу в Сионе камень преткновения, камень, о который спотыкаются грешники, но, кто верит в Него, не устыдится". |
33 Об этом написано: «Вот Я кладу на Сионе камень, о который споткнутся, скалу, из-за которой они упадут, но верующий в Него никогда не будет постыжен». |