1 И вот я спрашиваю: "Неужели Бог отринул от Себя народ Свой?" Конечно, нет! Ибо я также израильтянин, из семьи Авраама, из рода Вениамина. |
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. |
2 Бог не отринул от Себя народ Свой, о котором знал Он заранее! Или вы не знаете, что сказано в Писании о том, как Илия обратился к Богу с мольбой против народа израильского: |
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: |
3 "Господи, они убили Твоих пророков и разрушили Твои алтари; один только я уцелел, но они и меня собираются убить". |
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. |
4 И какой же ответ получил он от Бога? "Я сохранил для Себя семь тысяч человек, не склонившихся перед Ваалом". |
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. |
5 Так и в настоящее время есть кучка людей, избранных Богом по благодати Его. |
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. |
6 И если это случилось по благодати Божьей, то значит, это случилось не вследствие поступков людей. Иначе Божья благодать перестала бы быть Божьей благодатью. |
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело. |
7 Что же тогда? Народ Израиля не нашёл того, что искал. Только избранные достигли этого, остальные же очерствели. |
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, |
8 Как сказано в Писании: "Бог усыпил их". "Бог закрыл им глаза, чтобы они не видели, и заткнул им уши, чтобы они не слышали, и так продолжается по сей день". |
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. |
9 Давид говорит: "Пусть же попадутся они в ловушки и сети на собственных пирах своих. Пусть падут они низко и будут наказаны. |
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; |
10 Пусть глаза их будут закрыты, чтобы они не видели. И пусть никогда им не будет покоя". |
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда. |
11 И потому говорю я: Ведь они, иудеи, не упали, хотя и споткнулись, не так ли? Разумеется, нет! Скорее, от их ошибок спасение пришло к язычникам, чтобы ревностью загорелись иудеи. |
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы [совсем] пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. |
12 Но если их падение принесло благодеяния остальному миру и утерянное ими принесло большие благодеяния язычникам, то насколько большие благодеяния принесло бы миру, если бы достаточное количество иудеев стали угодными Богу. |
12 Если же падение их--богатство миру, и оскудение их--богатство язычникам, то тем более полнота их. |
13 Теперь обращаюсь я к вам, язычники. Именно потому, что я - Апостол язычников, я буду стараться изо всех сил исполнить назначенный мне труд |
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. |
14 в надежде на то, что вызову ревность у некоторых моих соплеменников и приведу некоторых из них ко спасению. |
14 Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? |
15 Ибо отвернувшись от иудеев, Бог примирился с другими народами мира, и потому, когда Бог примет иудеев, то это бесспорно принесёт людям жизнь после смерти. |
15 Ибо если отвержение их--примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? |
16 Если первый ломоть хлеба твоего посвящается Богу, то и весь хлеб священен. И если корни дерева священны, то и ветви также священны. |
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. |
17 Подобно тому как, отломав ветви маслины, прививают к ней дикие ветви, а вы, язычники, словно такая дикая ветвь, теперь приобщаетесь силы и жизни маслины. |
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, |
18 Так не похваляйся же отломанными ветвями, ибо у тебя нет повода для этого, потому что не ты даёшь жизнь корням, а корни дают жизнь тебе. |
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. |
19 Ты скажешь: "Да, но другие ветви были обломаны, чтобы привить меня". |
19 Скажешь: `ветви отломились, чтобы мне привиться'. |
20 Это верно. Они были обломаны от неверия. Ты же, благодаря вере, остаёшься частью дерева. Так не возгордись же, а исполнись страха. |
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. |
21 Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то не пощадит и тебя. |
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. |
22 Итак, ты видишь милосердие Бога и Его строгость, строгость к отпавшим, кто отрёкся от Него, и милосердие к тебе, если будешь оставаться в милости у Него. А иначе и ты будешь отсечён от дерева. |
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен. |
23 И если иудеи не будут упорствовать в своём неверии, то будут снова привиты к дереву, ибо Бог властен привить эти ветви снова. |
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. |
24 И если ты, отсечённая от дикой маслины ветвь, привита к домашней маслине наперекор природе, то насколько же легче природным ветвям вновь привиться к родному дереву! |
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. |
25 Братья, я не хочу, чтобы вы оставались в неведении относительно этой тайны, чтобы не слишком полагались вы на свою собственную мудрость. Некоторые израильтяне закоснели в упрямстве своём, и так будет продолжаться, пока достаточное число язычников не обратится к Богу. |
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, --чтобы вы не мечтали о себе, --что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; |
26 И тогда весь народ Израильский будет спасён. Как сказано в Писании: "Спаситель явится из Сиона и изгонит из семьи Иакова всё зло, |
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. |
27 и Я заключу соглашение с ними, когда отпущу им их грехи". |
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. |
28 Отказываясь принять благовествование, иудеи становятся врагами Бога, что идёт на пользу вам, язычникам, но всё же иудеи остаются избранным народом Божьим, и Бог любит их, ибо дал обещание отцам их. |
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов. |
29 Ибо Бог никогда не меняет Своего решения о тех, кого призывает к Себе, и о тех дарах, что даёт им. |
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны. |
30 Когда-то вы не признавали Бога. Сейчас Он проявляет к вам милосердие, ибо иудеи отказываются быть послушными Ему. |
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, |
31 Так и иудеи теперь не послушны Богу, ибо Он показал вам милосердие Своё. Это произошло для того, чтобы и на их долю выпало Его милосердие. |
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. |
32 Все отказывались повиноваться Богу, и Он объединил их всех в один народ, чтобы проявить к ним милосердие. |
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. |
33 Как щедр Бог в милости Своей и как велика мудрость Его и знание! Как непредсказуемы Его суждения и как непостижимы пути Его! |
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! |
34 Сказано в Писании: "Кто постигнет мудрость Господню и кто может давать Богу советы?" |
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? |
35 "Кто дал Богу что-нибудь взаймы, чтобы Он обязан был воздать?" |
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? |
36 Ведь всё создано Богом, и всё существует только через Него и для Него. Слава Ему во веки веков. Аминь! |
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. |