1 Истинy говорю во Христе. Я не лгу, и пусть моя совесть, освящённая Духом Святым, будет мне в этом свидетелем: |
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, |
2 в сердце моём великая печаль и боль за народ иудейский. |
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: |
3 Ибо близок я к тому, чтобы себе самому пожелать оказаться отлучённым от Христа, ради спасения моих братьев, моих соплеменников, |
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, |
4 израильтян. Они - избранные дети Божьи, им принадлежит право быть признанными детьми Божьими, увидеть славу Божью и принять соглашение, заключённое Богом со Своим народом. Им был дарован закон Моисея и истинный обряд богослужения, им Бог дал обещания. |
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; |
5 Это они - потомки наших великих отцов, они - земная семья Христа, Бога над всем, благословенного вовеки. Аминь! |
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. |
6 И не то, чтобы обещанное Богом не исполнилось; ведь не все, кто произошёл от Израиля, на самом деле израильтяне. |
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; |
7 И если они - потомки Авраама, то это ещё не значит, что все они - истинные дети Авраамовы. Ибо, как сказал Бог: "Твоим единственным законным сыном будет Исаак". |
7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. |
8 Это означает, что не все потомки Авраама - истинные дети Божьи, а лишь те, кто родился во исполнение Божьего обещания Аврааму. |
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. |
9 Обещание же гласило: "В назначенное время Я возвращусь, и у Сарры родится сын". |
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. |
10 И это ещё не всё. Ревекка также имела сыновей, у которых был один отец, наш предок Исаак. |
10 И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего. |
11 И перед тем как родились оба сына, ещё до того, как они совершили что-либо хорошее, или дурное, Бог сказал Ревекке: "Старший сын будет служить младшему". |
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило |
12 Бог сказал это ещё до их рождения, потому что мальчик, которого Он избрал, был избран на основании того, что Бог решил избрать его во исполнение Своего намерения призвать именно его, а не на основании того, что мальчики совершили. |
12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, |
13 Как сказано в Писании: "Я любил Иакова, но ненавидел Исава". |
13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. |
14 Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает! |
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. |
15 Ибо сказал Он Моисею: "Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться". |
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. |
16 Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих усилий. |
16 Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. |
17 Но, согласно Писанию, Бог сказал фараону: "Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем силу Мою, и имя Моё было проповедано по всей земле". |
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. |
18 Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого. |
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. |
19 Вы, может быть, скажете мне: "Если Бог руководит нашими поступками, то почему же, в таком случае, Он винит нас? Кто станет противиться воле Его?" |
19 Ты скажешь мне: `за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?' |
20 Да, но кто же ты, человек, чтобы задавать такие вопросы Богу? Ведь не спрашивает же глиняный горшок у горшечника: "Почему ты создал меня таким?" |
20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: `зачем ты меня так сделал?' |
21 И разве глина не подвластна воле горшечника, когда он превращает кусок глины в особый сосуд или в простой кувшин? |
21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? |
22 Бог хотел проявить Свой гнев и показать Свою силу, но Бог проявил большое терпение по отношению к людям, которые вызывали у Него гнев и которым было назначено уничтожение. |
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, |
23 Он терпел, чтобы проявить Свою безграничную милость к людям, которые должны были стать воспреемниками Его милосердия и которых Он приготовил к принятию славы. |
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, |
24 Мы именно те люди, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников. Так может ли кто возражать против деяний Бога во всей Его силе? |
24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? |
25 Как сказано в книге Осии в Писании: "Тех, кто не принадлежит к народу Моему, Я назову Своим народом, и нелюбимый народ Я назову любимым". |
25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную--возлюбленною. |
26 "И в том же самом месте, где, как сказал Бог: "Вы - не Мой народ", в том самом месте их назовут детьми живого Бога". |
26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго. |
27 И Исайя восклицает по поводу Израиля: "Даже если дети Израиля числом своим подобны песчинкам на дне морском, то только небольшое число их будет спасено, |
27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется; |
28 ибо Господь исполняет Свой суд над людьми на земле быстро". |
28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. |
29 И, как предсказал Исайя: "Если бы Господь Всемогущий не оставил нам потомков, то ныне мы уподобились бы Содому и стали, как Гоморра". |
29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре. |
30 Что же сказать теперь? Мы приходим к заключению, что язычники, не искавшие праведности, всё же обрели праведность через веру. |
30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. |
31 Но народ Израиля, следовавший указаниям закона, который мог привести к оправданию перед Богом, не преуспел в этом. |
31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. |
32 Почему же? Потому, что они искали оправдания перед Богом не через веру, а через свои дела. Они не доверились Богу и споткнулись о камень преткновения, |
32 Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, |
33 как и сказано в Писании: "Смотри же, я положу в Сионе камень преткновения, камень, о который спотыкаются грешники, но, кто верит в Него, не устыдится". |
33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится. |