1 Иные не хотят быть с другими людьми, они делают только то, что хотят, и возмущаются, когда им дают добрые советы. |
1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. |
2 Глупый не хочет учиться у других, он только хочет говорить о своих идеях. |
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. |
3 Людям не нравятся злые, люди смеются над глупыми. |
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием--поношение. |
4 Слова мудрого, словно вода из глубокого колодца, колодца мудрости. |
4 Слова уст человеческих--глубокие воды; источник мудрости--струящийся поток. |
5 Верша суд, будь справедлив и, если ты оправдаешь виновного, значит, несправедлив ты к добрым людям. |
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. |
6 Глупый себе причиняет несчастья своими речами, слова его могут привести к ссоре. |
6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. |
7 Когда говорит глупец, он себя разрушает, и его слова - капкан для него. |
7 Язык глупого--гибель для него, и уста его--сеть для души его. |
8 Людям нравятся сплетни. Это словно вкусная пища для них. |
8 Слова наушника--как лакомства, и они входят во внутренность чрева. |
9 Тот, кто делает плохую работу, подобен тому, кто разрушает. |
9 Нерадивый в работе своей--брат расточителю. |
10 Могущество - в имени Господа, оно, словно крепкая башня. Бегут к ней добрые люди и находят спасение. |
10 Имя Господа--крепкая башня: убегает в нее праведник--и безопасен. |
11 Богатый думает, что его спасёт богатство. Он считает богатство крепостью. |
11 Имение богатого--крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. |
12 Гордый скоро будет уничтожен, но смиренному оказана честь будет. |
12 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. |
13 Прежде чем отвечать, дай людям договорить до конца, тогда тебе не будет стыдно, и ты не будешь выглядеть глупо. |
13 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. |
14 Разум человека помогает пересилить болезнь, но когда угнетён дух, уходит надежда. |
14 Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух--кто может подкрепить его? |
15 Мудрый всегда стремится узнать больше, он внимателен к более мудрым. |
15 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. |
16 Сделай подарок важному человеку и легко познакомишься с ним. |
16 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. |
17 Кто говорит первым, всегда кажется правым, пока не придёт тот, кто начнёт его расспрашивать. |
17 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. |
18 Если два, обладающих властью, человека спорят, то лучший способ разрешить спор - бросить жребий. |
18 Жребий прекращает споры и решает между сильными. |
19 Если обидишь друга, вернуть его будет труднее, чем завладеть городом с крепкими стенами. Ссоры разделяют людей, как ворота замка с крепкими запорами. |
19 Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. |
20 Сказанное тобой влияет на твою жизнь. Если говоришь доброе, хорошее случится в жизни твоей, но если плохое ты говоришь, то плохое случится. |
20 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. |
21 Язык может говорить слова, которые приносят жизнь или смерть. Поэтому любящие говорить должны быть готовы принять последствия сказанного. |
21 Смерть и жизнь--во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. |
22 Найдя жену, ты находишь добро. Она знак того, что Господь доволен тобой. |
22 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. |
23 Бедный будет молить о помощи, а богатый груб в ответах своих. |
23 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. |
24 Со множеством друзей приятно, но близкий друг может быть ближе брата. |
24 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. |