1 Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся. |
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. |
2 Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство как один из сыновей. |
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. |
3 Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь. |
3 Плавильня--для серебра, и горнило--для золота, а сердца испытывает Господь. |
4 Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других. |
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. |
5 Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа, и понесёт наказание. |
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным. |
6 Внуки делают счастливыми стариков, и дети гордятся родителями. |
6 Венец стариков--сыновья сыновей, и слава детей--родители их. |
7 Немудро глупому говорить слишком много, также и правителю немудро лгать. |
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному--уста лживые. |
8 Иные считают, что взятка - это амулет, приносящий удачу везде, куда они идут. |
8 Подарок--драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. |
9 Если ты прощаешь обидчика твоего, вы можете стать друзьями, но если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе. |
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. |
10 Умный учится на собственных ошибках, но глупца ничему не научат и сотни уроков. |
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. |
11 Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему наказание. |
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. |
12 Опасно встретить медведицу, у которой украли детей, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека. |
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. |
13 Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих. |
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. |
14 Начать спор - словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше. |
14 Начало ссоры--как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. |
15 Господь ненавидит две вещи - наказывать тех, кто ничего плохого не сделал, и прощать тех, кто виновен. |
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного--оба мерзость пред Господом. |
16 Когда деньги у глупого, они потеряны, он никогда не использует их мудро. |
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости [у] [него] нет разума. |
17 Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье. |
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. |
18 Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого. |
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. |
19 Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды. |
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. |
20 Злой человек ничего не приобретёт, кроме несчастья. |
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. |
21 Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив. |
21 Родил кто глупого, --себе на горе, и отец глупого не порадуется. |
22 Счастье - словно целебное лекарство, печаль же - словно иссушающая болезнь. |
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. |
23 Злой берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие. |
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. |
24 Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый беспокоится о том, что мало вероятно. |
24 Мудрость--пред лицем у разумного, а глаза глупца--на конце земли. |
25 Глупый сын - скорбь для отца и грусть для матери своей. |
25 Глупый сын--досада отцу своему и огорчение для матери своей. |
26 Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного. |
26 Нехорошо и обвинять правого, [и] бить вельмож за правду. |
27 Мудрый обращается со словами осторожно, мудрый не впадает легко во гнев. |
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. |
28 Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит. |
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои--благоразумным. |