1 Что же касается того, о чём писали вы, то лучше мужчине не жениться. |
1 Вы писали мне, что хорошо, если мужчина не прикасается к женщине. |
2 Но во избежание блуда каждый мужчина должен иметь собственную жену, а каждая женщина должна иметь собственного мужа. |
2 Но ведь в этом мире столько разврата, а значит, лучше, чтобы каждый мужчина имел свою жену и каждая женщина имела своего мужа. |
3 Муж должен давать жене своей то, что ей положено, и так же жена должна давать своему мужу всё, что ему положено, как её мужу. |
3 Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, и жена - по отношению к мужу. |
4 Жена не властна над своим телом, а муж властен над ним. Так же и муж не властен над своим телом, жена властна над ним. |
4 Тело жены принадлежит не ей самой, но ее мужу. Также и тело мужа принадлежит не ему самому, но его жене. |
5 Не отказывайте друг другу, разве что с обоюдного согласия на некоторое время, чтобы вы могли предаться молитве, а затем снова соединяйтесь, чтобы сатана не мог искусить вас из-за отсутствия у вас самообладания. |
5 Не избегайте близости друг с другом, разве что на короткий период, договорившись это время посвятить молитве. Но после этого будьте опять друг с другом, чтобы сатана не искушал вас невоздержанием. |
6 Но это я говорю в качестве позволения, а не приказа. |
6 Впрочем, я говорю это в качестве уступки, а не повеления. |
7 Я хотел бы, чтобы все люди были подобны мне, но каждый получает от Бога свой собственный дар, один - такой, а другой - иной. |
7 Я бы хотел, чтобы все были, как я, холостыми, но каждый имеет свой дар от Бога: у одного один, у другого другой. |
8 Что же касается неженатых и вдовых, то я говорю: "Лучше для них, если они останутся одинокими, как я. |
8 Я же говорю безбрачными вдовам: им лучше не вступать в брак и жить, как я. |
9 Но если они не могут воздержаться, то лучше жениться, чем сгорать от желания". |
9 Но если они не в силах воздерживаться, то пусть женятся, это лучше, чем разжигаться страстью. |
10 Тем же, кто женат, я велю вот что (хотя это говорю не я, а Господь): жена не должна стремиться развестись с мужем своим, |
10 Состоящим в браке не я, но Сам Господь дает такое повеление: жена не должна бросать своего мужа. |
11 если же разведётся, то должна оставаться незамужней, или примириться с мужем своим, муж же не должен разводиться с женой своей. |
11 Если же она бросит мужа, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, не должен разводиться с женой. |
12 Что же касается остального, то я скажу (и это говорю я, а не Господь): если у кого-то из братьев жена - неверующая, и она согласна жить с ним, то он не должен разводиться с ней. |
12 Остальным же я говорю, и это слова не Господа, а мои: если у кого-либо из братьев неверующая жена и если она хочет жить с ним, то он не должен разводиться. |
13 И если у женщины муж - неверующий, и он согласен жить с ней, то она не должна разводиться с ним, |
13 То же самое касается и женщины, у которой неверующий муж: если он хочет жить с ней, она не должна с ним разводиться. |
14 ибо неверующий муж освящён через верующую жену, а неверующая жена освящена через верующего мужа. Иначе ваши дети были бы нечистыми, сейчас же они святы. |
14 Ведь неверующий муж освящается верующей женой и неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе ваши дети были бы нечисты, а так они святы. |
15 Однако, если неверующий хочет развода, то пусть так и сделает. В таких случаях брат или сестра свободны. Бог призвал нас жить в мире. |
15 Если же неверующий муж или жена хочет развода, то пусть разводится. Пусть в таком случае брат или сестра не чувствуют себя связанными. Бог призвал нас жить в мире. |
16 Ибо откуда ты знаешь, жена, спасёшь ли мужа своего? И откуда знаешь ты, муж, спасёшь ли жену свою? |
16 Как тебе знать, жена, не спасешь ли ты и своего мужа? И как тебе, муж, знать, не спасешь ли ты свою жену? |
17 Каждый должен жить только в согласии с тем, что Господь назначил ему. Именно это я повелеваю всем церквам. |
17 Пусть каждый держится в жизни того, что Господь ему определил, к чему призвал его Бог. Это правило я повторяю во всех церквах. |
18 Если кто был уже обрезан, когда призвал его Господь, то он не должен менять этого. А если кто не был обрезан, когда призвал его Бог, то не должен подвергаться обрезанию. |
18 Если кто-то был обрезан к тому моменту, когда был призван, то ему нет нужды скрывать это. А кто был призван необрезанным, тому нет нужды подвергаться обрезанию. |
19 Обрезание - ничто, как и необрезание: важно только соблюдение заповедей Божьих. |
19 Обрезание или необрезание не имеет никакого значения, главное заключается в том, чтобы человек соблюдал повеления Божьи. |
20 Пусть каждый остаётся в том состоянии, в котором был он призван. |
20 Каждый пусть остается в том положении, в котором он был, когда Бог его призвал. |
21 Ты был рабом, когда был призван? Пусть это не тревожит тебя. Но если можешь ты стать свободным, то воспользуйся такой возможностью. |
21 Если ты был рабом, когда Бог тебя призвал, то пусть тебя это не смущает, хотя если у тебя есть возможность получить свободу, то воспользуйся ею. |
22 Ибо тот, кто был рабом, когда призвал его Господь, свободен перед Богом. Точно так же тот, кто был призван, когда был свободным, - раб Христов. |
22 Потому что раб, призванный Господом, - свободный Господа, и точно так же тот, кто призван свободным, - раб Христа. |
23 Вы были куплены дорогой ценой. Не будьте же рабами людей. |
23 Вы были куплены за дорогую цену, так не становитесь же рабами людей. |
24 Братья! Каждый из вас должен оставаться перед Богом в том состоянии, в каком был он призван. |
24 Братья, пусть каждый остается в том положении, в каком он был, когда Бог призвал его. |
25 Что же касается не состоящих в супружестве, то у меня нет повеления от Господа, но выскажу своё мнение как достойный доверия, ибо Господь оказал мне милость Свою. |
25 Относительно же не вступивших в брак у меня нет указания от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так: |
26 Вот что я считаю: учитывая все нынешние горести, лучше оставаться человеку одиноким, как я. |
26 в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться в том же положении. |
27 Ты связан узами брака с женой? Не ищи освобождения. Ты освободился от уз брака с женщиной? Не ищи другую. |
27 Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены. |
28 Но если женишься, то не согрешишь. И если девственница выходит замуж, то она не согрешила. Но такие люди будут страдать в мире, а потому я стараюсь помочь вам избежать этого. |
28 Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них. |
29 Вот что я говорю, братья: время истекает. Впредь те, у кого есть жёны, должны быть, как те, у кого их нет, |
29 Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, и женатые не должны всецело быть привязанными к своему браку, |
30 а те, кто в скорби, должны быть как нескорбящие. Те, кто радуется, должны быть, как бы и не радующимися. Те, кто приобретает, как бы и не имеющими ничего. |
30 скорбящие - быть во власти своей скорби, радующиеся - быть полностью поглощены своей радостью, приобретающие - думать, что их приобретения навек, |
31 Те, кто пользуется благами мира, как бы и не пользуются ими, ибо этот мир преходящ. |
31 а те, кто пользуется благами этого мира, - прилепляться к ним, потому что мир, в его нынешнем виде, прекращает свое существование. |
32 Я хочу освободить вас от забот. Неженатый заботится о делах Господних и о том, как он может угодить Господу. |
32 Я хочу, чтобы вас не отягощали никакие заботы. Неженатый человек заботится о делах Господних, о том, как угодить Господу. |
33 Женатый же заботится о земных делах и о том, как угодить жене своей, |
33 Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене.Его интересы раздвоены. |
34 и потому он - не цельная личность. Незамужняя женщина или девственница беспокоится о делах Божьих, чтобы стать святой телом и духом своим, замужняя же женщина беспокоится о земных делах и как угодить мужу своему. |
34 Незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних, она старается посвятить себя Господу телом и духом, а замужняя женщина занята повседневными делами и тем, как угодить мужу. |
35 Я говорю это ради вашего блага, а не для того, чтобы наложить на вас ограничения, скорее ради порядка и чтобы вы могли быть преданы Господу, ничем не отвлекаясь. |
35 Я говорю это для вашего же блага, а не для того, чтобы вас в чем-либо ограничить. Я лишь хочу, чтобы вы могли непрестанно служить Господу подобающим образом, не отвлекаясь ни на что. |
36 Если человек считает, что поступает не как положено по отношению к своей невесте, ибо она уже в зрелом возрасте и не замужем, то пусть он делает, что хочет. Он не согрешит. Пусть такие выходят замуж. |
36 Если кто-либо из вас думает, что он поступает по отношению к своей дочери нехорошо, потому что годы ее идут, и он чувствует, что должен выдать ее замуж, то пусть такой человек поступает так, как считает правильным. Пусть выдает ее замуж, греха на нем никакого не будет. |
37 Но тот, у кого нет нужды выдавать её замуж, и он, действуя по своему усмотрению, твёрдо решил в сердце своём сохранить свою невесту, - поступает хорошо. |
37 Но если человек тверд в своем решении, если он не принуждаем, и если он властен в своей воле, то, решив в своем сердце оставить свою дочь девственницей, он поступит хорошо. |
38 Итак, выдающий замуж невесту свою поступает хорошо, а не выдающий её замуж - ещё лучше. |
38 Итак, кто выдает свою дочь замуж, поступает хорошо, кто же не выдает - поступает еще лучше. |
39 Женщина связана узами до тех пор, пока её муж жив, но если муж умирает, она вольна выйти замуж, за кого пожелает, но только в Господе. |
39 Женщина на всю жизнь соединена со своим мужем, но, когда ее муж умирает, она свободна выходить замуж за кого хочет, главное - чтобы человек этот принадлежал Господу. |
40 Но, по моему разумению, она будет блаженна, если останется как есть; я думаю, что и во мне также есть Дух Божий. |
40 Но по моему мнению (а я думаю, что и я обладаю Духом Божьим), ей лучше было бы оставаться незамужней, так она будет счастливее. |