1 Доброе имя лучше дорогих благовоний, день смерти даже лучше дня рождения. |
1 Доброе имя лучше превосходного благовония, и день смерти лучше дня рождения. |
2 Лучше пойти на похороны, чем на веселье, потому что все должны умереть, и каждый живущий должен с этим примириться. |
2 Лучше ходить в дом плача, чем ходить в дом пира, потому что смерть - участь каждого человека, и кто жив, пусть размышляет об этом. |
3 Скорбь лучше смеха, потому что наши сердца могут ликовать, когда на лицах печаль. |
3 Печаль лучше смеха, потому что печальное лицо полезно сердцу. |
4 Мудрый думает о смерти, а глупый только о том, как получше провести время. |
4 Сердце мудрого в доме плача, а сердце глупого в доме веселья. |
5 Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца. |
5 Лучше внимать обличению мудреца, чем слушать песню глупцов, |
6 Смех глупых бессмыслен, как попытка поджечь тернии, чтобы согреть котёл. Тернии сгорают слишком быстро, и котёл остаётся холодным. |
6 потому что смех глупцов - словно треск горящего хвороста под котлом. И это тоже суета. |
7 Даже мудрый забудет мудрость свою, если ему много заплатят. Деньги уничтожат его разум. |
7 Притеснение превращает мудрого человека в глупца, и взятка портит сердце. |
8 Заканчивать дело лучше, чем начинать, и лучше быть мягким и терпеливым, чем высокомерным и нетерпеливым. |
8 Конец дела лучше его начала, терпение лучше гордости. |
9 Не впадай быстро во гнев, потому что гнев живёт в груди глупцов. |
9 Не спеши впадать в гнев, потому что гнев обитает в сердце глупцов. |
10 Не спрашивай: "Почему раньше жизнь была лучше?" Мудрость не задаёт такой вопрос. |
10 Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» - не от мудрости задают такие вопросы. |
11 Мудрость - хороша, как хорошо наследовать собственность, от неё живущему прибыль. |
11 Мудрость - хороша, как и наследство, и приносит пользу тем, кто видит солнце. |
12 Мудрость даёт защиту, как дают защиту деньги, но мудрость лучше любых денег, потому что может спасти своему владельцу жизнь. |
12 Мудрость защищает так же, как и деньги, но ее превосходство в том, что она сохраняет жизнь ее владельцу. |
13 Посмотри на то, что сделал Бог, ты ничего не можешь изменить, даже если считаешь неправильным дело Его. |
13 Посмотри на дела Божии: кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? |
14 Радуйся жизни, когда она хороша, но когда она тяжела, помни, что Бог нам даёт и добрые времена, и плохие, и никто не знает, что произойдёт в будущем. |
14 В благополучные дни будь счастлив, а в дни горестные знай: и то, и другое сотворил Бог, чтобы человек не мог постичь того, что будет после него. |
15 Всё видел я за свою короткую жизнь: я видел добрых людей, умирающих молодыми, и я видел злых людей, живущих долгую жизнь. |
15 В моей суетной жизни я видел всякое: праведника, гибнущего в своей праведности, и нечестивого, живущего долго в своем беззаконии. |
16 Зачем себя убивать? Не выставляй себя слишком праведным и слишком мудрым. |
16 Не будь чересчур праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя? |
17 Не будь слишком плох и слишком глуп. Зачем тебе умирать преждевременно? |
17 Также не слишком предавайся злу и не будь глупым. Зачем тебе умирать раньше времени? |
18 Хорошо придерживаться этого правила и от других не отступать. Ибо тот, кто боится Бога, преуспеет и в том, и в другом. |
18 Хорошо придерживаться первого совета и не упускать из виду второго - боящийся Бога избежит всех бед. |
19 Мудрость даёт человеку силу. Один мудрец сильнее десяти глупых правителей города. |
19 Мудрость делает мудреца сильнее, чем десять правителей города. |
20 Нет на земле такого человека, который делает только добро и никогда не грешит. |
20 Нет праведного человека на земле, который всегда бы поступал правильно и никогда бы не грешил. |
21 Не слушай всего, что говорят люди. Ты можешь услышать, как твой слуга говорит о тебе плохо. |
21 Не обращай внимание на каждое сказанное слово, иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя. |
22 Ты знаешь, что и ты сам много раз говорил о других плохо. |
22 Ты знаешь в сердце своем, что часто и сам злословил других. |
23 Обратившись к мудрости, я испытал всё это, я хотел быть воистину мудрым, но это было невозможно. |
23 Все это испытал я мудростью и сказал: «Я твердо решил стать мудрым», но мудрость была так далека от меня! |
24 Я не могу понять, почему всё происходит так, как происходит, понять это слишком трудно для кого бы то ни было. |
24 Далека она и глубока, глубока - кто может постичь ее? |
25 Я учился и старался всеми силами обрести истинную мудрость, я пытался найти причину всего. Чему научился я? Я понял, что глупо быть злым, а вести себя глупо - равносильно безумству. |
25 И решил я понять, исследовать и изыскать мудрость и рассуждение, и убедиться, что быть нечестивым - глупо и быть нерассудительным - безумно. |
26 И ещё я понял, что некоторые женщины опасны, словно ловушки, их сердца, как сети, их руки, как цепи. И быть пойманным такой женщиной хуже самой смерти. Кто следует Богу, тот избежит её, но грешник станет её добычей. |
26 И нашел я, что горше смерти та женщина, что подобна сети, чье сердце - ловушка и чьи руки - оковы. Человек, угодный Богу, избежит ее, а грешник будет ею пойман. |
27 Учитель говорит: "Я собрал всё это вместе, чтобы увидеть, какой ответ могу я найти, но до сих пор ищу ответ. |
27 Вот, что я нашел, - сказал Екклесиаст, - слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение: |
28 И нашёл я одного доброго человека на тысячу, но доброй женщины не нашёл ни одной. |
28 я все искал, но не находил - я нашел лишь одного праведного мужчину среди тысячи, но ни одной праведной женщины. |
29 Есть одно, что я понял: Бог правыми создал людей, но люди нашли много путей ко злу". |
29 Вот, что удалось мне найти: Бог сотворил человека праведным, а люди пустились во многие помыслы. |