1 Я видел несправедливость в жизни, которая ложится на людей бременем. |
1 Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: |
2 Бог даёт человеку большое богатство и честь. И есть у того человека всё, что ему нужно и всё, что он мог пожелать. Но Бог не даёт ему радоваться всему этому. Придёт чужой человек и наслаждается всем этим. И это тоже тяжело и бессмысленно. |
2 Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего не пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек: это--суета и тяжкий недуг! |
3 Человек может жить долго и может иметь сто детей, но если он не удовлетворён всем добром, и если никто не помнит его после смерти, то я могу сказать, что мертворождённому ребёнку лучше, чем тому человеку. |
3 Если бы какой человек родил сто [детей], и прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его не наслаждалась бы добром и не было бы ему и погребения, то я сказал бы: выкидыш счастливее его, |
4 Это вправду бессмысленно: если ребёнок рождается мёртвым, то быстро уходит в могильную тьму и зачастую без имени. |
4 потому что он напрасно пришел и отошел во тьму, и его имя покрыто мраком. |
5 Никогда он не видел солнца и не знал ничего, но он обретает больше покоя, чем человек, неспособный радоваться тому, что дал ему Бог. |
5 Он даже не видел и не знал солнца: ему покойнее, нежели тому. |
6 Такой человек может жить две тысячи лет, но если он не радуется жизни, то мертворожденный ребёнок нашёл самый простой путь к такому же концу. |
6 А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место? |
7 Человек трудится и трудится, чтобы прокормить себя, но никогда он не достигнет удовлетворения. |
7 Все труды человека--для рта его, а душа его не насыщается. |
8 И точно так же мудрый не лучше глупого, и нет преимущества у бедняка, который знает, как себя вести в присутствии других. |
8 Какое же преимущество мудрого перед глупым, какое--бедняка, умеющего ходить перед живущими? |
9 Лучше радоваться тому, что есть у тебя, чем всегда желать большего. Желать большего так же бессмысленно, как пытаться поймать ветер. |
9 Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это--также суета и томление духа! |
10 Всё происшедшее предопределено заранее, и что такое человек - известно. Спорить об этом бессмысленно. |
10 Что существует, тому уже наречено имя, и известно, что это--человек, и что он не может препираться с тем, кто сильнее его. |
11 Не может с Богом спорить человек об этом, Бог могущественней человека, и даже долгие споры ничего не изменят. |
11 Много таких вещей, которые умножают суету: что же для человека лучше? |
12 Кто знает, что лучше для человека в его недолгой земной жизни? Жизнь его проходит, как тень, и никто не может сказать ему, что случится после его времени на земле. |
12 Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем? |