1 Будь осмотрителен, когда идёшь поклоняться Богу в храме. Лучше слушать Бога, чем приносить глупые жертвы, подобно глупцам, которые делают дурное, даже не сознавая этого. |
1 Подумай, прежде чем что-то сказать, не торопись произнести слово перед Богом. Бог на небе, а ты на земле, так будь же немногословен. |
2 Не говори, не подумав. Бог на небе, а ты на земле, и тебе надо сказать только несколько слов. Такие слова правдивы: |
2 И как снятся беспокойные сны при множестве забот, так и речь глупца рождается при множестве слов. |
3 От больших волнений бывают плохие сны, и у глупых всегда слов больше, чем нужно. |
3 Когда даешь обет Богу, не замедли исполнить его. Ему не угодны глупцы; исполни то, что обещал. |
4 Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. |
4 Лучше не давать обещание, чем дать и не исполнить. |
5 Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать. |
5 Не позволяй устам своим ввести тебя в грех. И не говори посланнику: «Мое обещание было ошибкой». Зачем тебе, чтобы Бог прогневался на слова твои и уничтожил дело твоих рук? |
6 И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: "Я не то имел в виду". Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился. |
6 Суета во множестве сноведений, как и в многословии, поэтому бойся Бога! |
7 Пусть не мешают тебе чтить Бога мечтания, всякие бесполезности и многословие. |
7 Если ты увидишь, что в какой-то местности притесняют бедного и не соблюдается правосудие и справедливость, то не удивляйся этому, потому что над одним правителем стоит другой, который наблюдает за ним, а над ними есть еще более высокое начальство. |
8 В некоторых областях можно увидеть бедняков, с которыми плохо обращаются. Это несправедливо, и это умаляет права бедняка. Но не удивляйся - над высокопоставленным есть другой высокопоставленный. И есть ещё другой, который стоит над ними обоими. |
8 Но все же лучше для страны, чтобы у нее был царь, заботящийся о земле. |
9 Но для любой страны царь, заботящийся о свой земле, - преимущество во всех отношениях. |
9 Кто любит деньги, тому их никогда не хватает, и кто любит богатство, никогда не будет доволен своим доходом. И это тоже суета. |
10 Кто любит деньги, никогда не будет довольствоваться тем, что имеет. Кто любит богатство, тот никогда не насытится. И это всё бессмысленно. |
10 Когда увеличивается имущество, увеличивается и число нахлебников. В чем польза его владельцу, кроме как смотреть на него? |
11 Чем больше у человека богатства, тем больше он тратит на "друзей", так что богатый на деле не увеличивает ничего, он может только смотреть на своё богатство. |
11 Сон работника - сладок, много ли он съел или мало. Но объевшийся богач все ворочается в своей кровати. |
12 Кто трудится весь день, тот мирно спит, и неважно, сколько у него еды. Но богатый всё время печётся о своём богатстве и лишается сна. |
12 И видел я ужасное зло под солнцем: человек зря копил богатство - |
13 Видел я - печальные вещи случаются в жизни: человек копит деньги на будущее. |
13 оно было потеряно из-за неудачной сделки, а теперь ему нечего оставить своему сыну. |
14 Но случается вдруг несчастье, и он всё теряет и ничего не может дать своему сыну. |
14 Нагим человек приходит из утробы матери, и каким он пришел, таким и уходит. Он ничего не возьмет от труда своего, не унесет с собой и горсти. |
15 Человек в мир приходит из материнского чрева нагим и когда умирает, покидает этот мир нагим. Он много трудится, но, умирая, не может ничего с собою взять. |
15 И это тоже ужасное зло: каким человек пришел, таким и уходит, и какая польза ему, что он трудится на ветер? |
16 И это печально: он покидает мир таким же, как пришёл. Для чего же ему пытаться поймать ветер? |
16 Все дни его жизни проходят во тьме, в большом разочаровании, огорчении и гневе. |
17 Он имеет лишь дни, полные печали и скорби, а в конце очень встревожен и болен. |
17 Затем я понял, что хорошо и правильно для человека есть и пить, и находить наслаждение в труде своем под солнцем в течение немногих дней жизни, что дал ему Бог, ведь такова его доля. |
18 Видел я - лучшее, что может человек, - это есть, пить и радоваться тому, что делает за время своей недолгой земной жизни. Господь ему дал эти недолгие дни, и это всё, чем он владеет. |
18 Более того, если Бог дает кому-либо богатство, имущество и возможность пользоваться ими, получить свою долю и наслаждаться своим трудом, то это дар Божий. |
19 Если Бог посылает человеку богатство, собственность и власть, чтобы этим всем наслаждаться, то человек должен радоваться этому, он должен принять это всё и радоваться делу своему, потому что это - дар Божий. |
19 Редко такой человек размышляет о своей жизни, потому что Бог наполняет радостью сердце его. |
20 Такой человек не размышляет подолгу о днях своей жизни: Господь занимает этого человека делами, которые он любит. |
20 |